Екатерина, руководитель отдела переводов с нотариальным заверением, выпускница престижного университета, признается, что, когда она только устроилась на работу в успешную переводческую компанию, она «до ужаса» боялась задавать вопросы. «Я боялась, что люди сочтут меня глупой», — объясняет она. В итоге Екатерина осознала, что она тратить огромное количество времени впустую. «Я самостоятельно пыталась научиться тому, чему другие сотрудники могли бы обучить меня всего за несколько минут».
Когда Екатерина приступала к выполнению своего первого перевода документа, она очень хотела обратиться к основателю и генеральному директору бюро переводов, чтобы подробнее узнать об истории работы с этим клиентом, чтобы правильно выбрать переводческую стратегию. В течение нескольких недель Екатерина не решалась подойти к директору, думая про себя: «Я не могу. Он же так сильно занят».
Когда Екатерина все-таки набралась храбрости, директор удивил ее своим положительным настроем: «Он сказал ‘Ну конечно я помогу – не могу поверить, что я сам раньше не подошел к тебе’ и пригласил меня в свой кабинет. Он был очень рад поговорить со мной о проекте», вспоминает Екатерина: «Я просто кусала локти от того, что не обратилась к нему раньше».
После этой истории Екатерине стало гораздо проще обращаться с вопросами не только к генеральному директору, но и другим старшим менеджерам. Ее карьера в этой фирме пошла в гору, и, благодаря ее новому подходу к вопросам, Екатерина заняла пост начальника отдела перевода паспорта в крупном переводческом агентстве.
Содержание
Умение задавать вопросы
Согласно некоторым исследованиям, включая исследования, проведенные Элизабет Моррисон из Нью-Йоркского университета – чем больше вопросов задают новые сотрудники, чем чаще они просят других помочь, тем более эффективно они работают. Также исследования показали, что «любители задавать вопросы» более довольны своей новой работой и более лояльны по отношению к новой компании. На вопрос о том, какую ошибку они в свое время допустили, приступая к новым обязанностям, менеджеры чаще всего отвечают: «Я не задавал достаточное количество вопросов».
Трудность заключается в том, чтобы преодолеть социальный страх и изменить привычки, выработанные годами.
Вот история одного моего знакомого программиста. Проработав несколько недель на новой работе, он обнаружил, что для выполнения своего первого проекта ему потребуется объединить два крупных сегмента программного кода. Вместо того, чтобы спросить своих соседей по офису, как ему лучше выполнить эту задачу, он ушел с головой в работу на две недели и в одиночку закончил проект. После того, как все было завершено, он узнал, что несколько месяцев назад компания, в которой он работает, купила программное обеспечение, которое могло бы выполнить ту же самую работу за считанные минуты.
Так почему же мы так ненавидим задавать вопросы? Так же, как и в случае со знакомствами, о которых мы говорили ранее, некоторым из нас неудобно отвлекать занятых коллег. Другим – тяжело признать, что они чего-то не знают или в чем-то не могут разобраться. Наше эго не дает нам попросить помощи у более опытных работников, которые могли бы без труда решить нашу проблему.
Как же нам научиться задавать вопросы? Вот несколько идей:
Подумайте, что вы хотите узнать и почему
Вам нужно получить информацию, совет, обратную связь, помощь или разрешение? Вам достаточно будет всего несколько минут или потребуется гораздо больше времени? Чем более точно вы сможете сформулировать, что именно вам требуется, тем проще будет задать вопрос.
Определите, к кому вы можете обратиться, и подходящее ли для этого время
В зависимости от того, что вы хотите спросить, подумайте, кто обладает наилучшими знаниями? Кто в данный момент свободен? К кому можно подойти? Подойдете ли вы к этому человеку, когда он сидит за своим рабочим столом, после собрания или во время обеда? Хороший прием, который может пригодиться: во время знакомства с человеком спросите у него, можно ли будет обращаться к нему в будущем за советом. Так вы сможете определить, кто из сотрудников готов прийти к вам на помощь. А иногда вместо того, чтобы спросить напрямую «А вы знаете, как…?», вы можете попробовать переформулировать вопрос в «Вы не подскажете, кто мог бы объяснить мне, как…?», таким образом, вы сможете избежать давления на человека, которого вы спрашиваете.
Говорите коротко и по существу
Избегайте вопросов, состоящих из нескольких частей, которые сложно понять, не то что ответить на них. Вместо того, чтобы сказать: «Я не уверен, что правильно понял, что делать с этим отчетом, куда что записывать, и нужно ли отправлять все эти данные в отдел продаж и маркетинга?», гораздо лучше будет спросить так: «Вы не могли бы показать мне, в каком формате необходимо выполнить этот отчет? Вы мне очень поможете, если уделить мне пять минут своего времени». После того, как вам помогут определиться с форматом отчета, вы можете задать вопрос о том, кому нужно его направить.
Выразите признательность за оказанную вам помощь
Не стоит недооценивать силу благодарности. Исследователи Адам Грант и Франческа Джино выяснили, что, получая благодарность, люди чувствуют, что их ценят, и это располагает их оказать вам помощь в следующий раз.
Заведите друга
Многие новички пришли к выводу, что, если найти коллегу, который согласится на первых порах выручать их в трудных ситуациях, то обращаться за помощью к такому человеку будет гораздо проще. Часто таким человеком оказывается не самый опытный сотрудник, а тот, кто еще помнит, что значит быть новеньким.
Для большинства студентов и руководителей, которых я обучаю, наибольшую трудность представляет не понимание того, как правильно представлять себя, задавать вопросы или запоминать имена. Трудность заключается в том, чтобы преодолеть естественный социальный страх и изменить привычки, выработанные годами. По-настоящему преуспеть вы сможете только, тщательно обдумав свои действия и отработав их на практике. Будьте терпеливы, но настойчивы, и помните – чем более уверенно вы будете чувствовать себя, знакомясь с другими людьми, задавая вопросы или обращаясь к другим по имени, тем лучше вы настроитесь на эффективное и своевременное применение других навыков, необходимых для того, чтобы стать успешным сотрудником, участвующим в новом мероприятии или же недавно приступившим к работе в новом офисе или организации.