Хуан Мануэль Фанхио (Juan Manuel Fangio) во время Гран-при 1950 года в Монако успешно избежал столкновения на шикане, преодолев опасный поворот «Табак» (Tabac), вовремя нажав на тормоз. Это была парадоксальная реакция для гонщика, преодолевающего поворот, но единственно возможная для спасения его жизни. Понизив скорость, он избежал столкновения с попавшими в аварию болидами, которая была вне зоны видимости за поворотом. На языке гонщиков манёвр Фанхио можно считать чудом. Но почему он снизил скорость?
За день до гонки Фанхио увидел фотографию, на которой было изображено аналогичное происшествие 1936 года. При приближении к повороту «Табак» он заметил что-то необычное в толпе – необычный цвет. Фанхио осознал, что вместо лиц людей он видит их затылки. Что-то впереди, должно быть, привлекло их внимание. Это напомнило ему о фотографии.
Подобно Фанхио руководители должны обращать внимание на все сигналы о переменах, которые они замечают, и быть готовыми реагировать мгновенно. Мы живем в мире, который с каждым днем все больше требует от нас того, что Говард Гарднер (Howard Gardner), специалист в области психологии, называет «прожекторным интеллектом». Другими словами, способность находить связь между людьми и идеями там, где другие не видят возможности связать факты воедино. Обозначенная концепция сегодня более важна, чем когда-либо, для того, чтобы предугадывать события в ближайшем будущем и добиваться успеха.
Как говорится: «Лучший способ предсказать будущее – это создать его». Но как могут крупные бизнесмены говорить о конкурентной среде, которая постоянно меняет свою форму?
Лучшие руководители – лучшие ученики
Чтобы найти свой путь в условиях социальных перемен, руководители не могут полагаться на готовые схемы, не могут они и надеяться на преодоление трудностей, заостряя внимание на деталях. Действовать так означало бы попадание в ловушку, которую описали Хорхе Луис Борхес (Jorge Luis Borges) и Адольфо Биой Касарес (Adolfo Bioy Casares) в их короткой истории «О строгой науке» (“On Exactitude in Science”, 1946), в которой имперские картографы составляют карту так детально (масштаб совпадает миля к миле), что она заканчивается охватом всей территории и приводит к крушению империи. Это история абсурдности и непреднамеренных последствий – двух моментов, которые на сегодняшний день, вне всякого сомнения, руководители могут оценить.
Между тем преобразование и удовлетворение потребностей в 21 веке исходит из нашей способности адаптировать наш образ мышления, способ обучения, работы и существования. Лидерам должно быть комфортнее проживать жизнь в состоянии постоянного становления, в режиме «постоянная бета» (perpetual beta). Руководители, которые контролируют перемены в обществе, реализуют это, оставаясь открытыми и способными к обучению. За время, в которое период закрепления любого навыка составляет около пяти лет, лидеры несут ответственность за обновление их концепции для обеспечения востребованности их организаций.
Поскольку мы стремимся к переходу к сетевой креативной экономике, нам нужны руководители, которые поощряют обучение и быстро, самостоятельно и на должном уровне достигают мастерства в результате обучения. Нет другого способа справиться с острыми проблемами, с которыми мы сталкиваемся. Если работа состоит в обучении и обучение заключается в работе, тогда руководители должны всецело способствовать обучению. Взять, к примеру, полеводческие услуги. Например, руководитель бюро переводов у метро курская, постоянно самосовершенствуется и изучает новые тенденции в переводческой сфере, а именно перевод текстов большого количеств. Он создал программу, которая способна автоматизировать большие объемы переводимого текста, равномерно распределяя его между переводчиками. В последнем исследовании Deloitte, Global Human Capital Trends 2015, 85% респондентов считают обучение либо важным, либо очень важным. При этом, согласно исследованию, большее число компаний, чем когда-либо, сообщают, что они не готовы к решению данной проблемы.
Джон Хэйгель (John Hagel), Джон Сили Браун (John Seely Brown) и Лэнг Дэвидсон (Lang Davidson) описали переход к массовому преобразованию от институтов, предназначенных для изменяемой эффективности, к институтам, рассчитанным на изменяемое обучение. Решение состоит в нахождении путей связи и участия в обмене знаниями, которые бросают вызов нашему мышлению и позволяют нам находить новые пути общения, взаимодействия и выполнения поставленных задач быстрее, рациональнее и эффективнее.