Стэнфордская высшая школа бизнеса задала членам консультативного совета следующий вопрос: «Какие навыки обязательно должны приобрести учащиеся программы MBA (магистратура делового администрирования)?». Наиболее частый ответ был – «самосознание», т.е. умение точно оценивать свои навыки, способности и недостатки, а также понимание того, как другие люди воспринимают твое поведение.
Большинство научных материалов по эмоциональному интеллекту, опубликованные за последние двадцать лет, подчеркивают важность самосознания. К примеру, исследователи обнаружили, что люди, чье восприятие себя совпадает с мнением других людей, более счастливы и уравновешены. Компания Korn-Ferry даже опубликовала исследование, согласно которому финансовые показатели предприятия связаны с уровнем самосознания его руководства.
Содержание
Но всегда ли самосознание это хорошо? И кто из менеджеров действительно обладает им?
Мы решили это выяснить. Мы провели оценку по методу «360 градусов», изучив обратную связь о работе 69 000 менеджеров, предоставленную 750 000 сотрудниками из нескольких сотен компаний. Как оказалось, восприятие менеджерами самих себя, как правило, не совпадает с тем, как их воспринимают другие люди.
Вот как мы это узнали: сперва, мы вычислили целевой показатель, рассчитав среднюю величину всех оценок, полученных от опрашиваемых сотрудников (начальник, коллеги, подчиненные, но без учета оценки, поставленной самим менеджером). Затем мы сравнили этот целевой показатель с другими оценками. Наибольшая разница была отмечена между целевым показателем и самооценкой менеджера.
Итак, если менеджеры не могут точно оценить себя со стороны, то возникает следующий логичный вопрос: «Менеджеры в основном переоценивают или недооценивают себя?». Как переоценку, так и недооценку технически можно обозначить, как «недостаток самосознания». Более важный вопрос в данном случае: «Позволит ли улучшение самосознания также улучшить работу руководителя?». Этот вопрос ставил перед собой руководитель отдела перевода документов, предоставляющую переводческую услугу нотариальных переводов.
Не обязательно. Наше исследование по методу «360 градусов» предполагает, что точная оценка ваших навыков и способностей, точно совпадающая с тем, как вас воспринимают другие, не всегда является гарантией высокой оценки вашей работы, как руководителя.
Мы измерили разницу между тем, как участвующие в исследовании менеджеры оценивают себя, и тем, как их оценивают другие. Мы разделили все полученные значения на децили, а затем на основании этих децилей построили диаграмму оценки эффективности работы руководителей. На схеме ниже число, указанное под вертикальными столбиками, обозначает величину разницы между оценками, а высота столбика – эффективность работы каждой группы руководителей, согласно оценке их коллег.
Удивительно, но у самых эффективных руководителей (например, в бюро переводов на белорусской, которое осуществляет перевод паспорта с украинского на русский с нотариальным заверением) была отмечен не самый высокий уровень самосознания. В действительности же, чем больше они недооценивали себя, тем более высоко окружающие ценили их качества, как руководителя. Мы полагаем, что это явление вызвано смесью таких личных качеств, как скромность, высокие личные стандарты и постоянное стремление к развитию.
Самые эффективные руководители недооценивают себя
Сравнение самооценки с результатами исследования по методу «360 градусов»
РЕЙТИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, В ПРОЦЕНТИЛЯХ
Мы также обнаружили, что у менеджеров с низкой самооценкой более вовлеченные сотрудники:
У недооценивающих себя руководителей более вовлеченные сотрудники
Сравнение самооценки с результатами исследования по методу «360 градусов»
РЕЙТИНГ ВОВЛЕЧЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ, В ПРОЦЕНТИЛЯХ
Продолжение следует!